МБОУ «СШ № 38»
Норильск
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

    Леонтьев А.А. лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


    Нормативные основания

    Указ Президента России от 7 мая 2018 года

    Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

    ГП РФ «Развитие образования»  (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …

    Национальный проект «Образование»

    Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024

    Цели:

    1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

    Одним из центральных направлений развития системы общего образования выступает формирование образовательных условий для повышения функциональной грамотности обучающихся. 

    Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными в 2021 году. 

    Единая система оценки качества образования

    В Красноярском крае оператором проведения исследований PISA, а также организатором проведения краевых диагностических работ по читательской, естественнонаучной, математической грамотностям,  является КГКСУ «Центр оценки качества образования».


    Ресурсы по функциональной грамотности

    • Методические материалы и нормативные документы Красноярского краевого института повышения квалификации   https://kipk.ru/functional-literacy-main#docs/ 
    • ресурсная карта «Методического центра»  г. Норильска по функциональной грамотности  https://sites.google.com/view/fg-norilsk/ 
    • Портал «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности»  https://fg.resh.edu.ru/  
    • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/   
    • ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»  https://fipi.ru/  (естественнонаучная грамотность)
    • Открытые задания PISA https://fioco.ru/ 

    План мероприятий МБОУ «СШ № 38», направленных на формирование и  оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год (смотреть)

    План мероприятий МБОУ «СШ № 38», направленных на формирование и  оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022-2023 учебный год (смотреть)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie